Статья Тимоти Снайдера, 2011
Jul. 22nd, 2024 09:13 amГитлер и Сталин: кто убил больше?
Кто был хуже — Гитлер или Сталин?
Во второй половине двадцатого века американцев учили видеть и нацистскую Германию, и Советский Союз как величайшее из зол. Гитлер был хуже, потому что его режим пропагандировал беспрецедентный ужас Холокоста — попытку уничтожить целый народ по расовому признаку. Сталин был хуже, потому что его режим убил гораздо больше людей, десятки миллионов, как часто утверждалось, в бесчисленных лагерях и тюрьмах ГУЛАГа. На протяжении десятилетий, да и сегодня, эта уверенность в разнице между двумя режимами — качество против количества — устанавливала основные правила для политики памяти. Даже историки Холокоста обычно считают само собой разумеющимся, что Сталин убил больше людей, чем Гитлер, тем самым заставляя себя подчеркивать особый характер Холокоста, поскольку именно это делало нацистский режим хуже сталинского.
Обсуждение цифр может притупить наше ощущение ужасающего личного характера каждого убийства и неустранимой трагедии каждой смерти. Каждый, кто потерял близкого человека, знает, что разница между нулем и единицей — это бесконечность. Хотя нам труднее это осознать, то же самое верно и для разницы между, скажем, 780.862 и 780.863 — такова наилучшая оценка количества людей, убитых в Треблинке. Большие числа имеют значение, потому что они представляют собой совокупность малых чисел, то есть драгоценных индивидуальных жизней. Сегодня, после двух десятилетий доступа к восточноевропейским архивам и благодаря работе немецких, российских, израильских и других ученых, мы можем решить вопрос с цифрами. Общее число убитых немцами некомбатантов — около 11 миллионов — примерно соответствует нашим представлениям. Однако общее число гражданских лиц, убитых советскими войсками, значительно меньше, чем мы считали. Теперь мы знаем, что немцы убили больше людей, чем Советы. При этом вопрос о качестве является более сложным, чем считалось ранее. Массовые убийства в Советском Союзе иногда сопровождались мотивами, особенно национальными и этническими, которые могут быть пугающе близки к нацистским мотивам.
Оказывается, что, за исключением военных лет, очень значительное большинство людей, попавших в ГУЛАГ, выходили оттуда живыми. Судя по советским документам, которыми мы сейчас располагаем, число людей, погибших в ГУЛАГе в период с 1933 по 1945 год, когда у власти находились и Сталин, и Гитлер, составляло порядка миллиона, возможно, чуть больше. Общая цифра за весь сталинский период, вероятно, составляет от двух до трех миллионов. Большой террор и другие расстрельные акции унесли жизни не более миллиона человек, возможно чуть меньше. Самой крупной человеческой катастрофой сталинизма стал голод 1930-1933 годов, жертвами которого стало более пяти миллионов человек.
Из тех, кто умер от голода, около 3,3 миллиона жителей Советской Украины, погибших в 1932 и 1933 годах, стали жертвами целенаправленной политики убийств по национальному признаку. В начале 1930 года Сталин объявил о своем намерении «ликвидировать как класс» зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы государство могло контролировать сельское хозяйство и использовать капитал, извлеченный из деревни, для строительства промышленности. Десятки тысяч людей были расстреляны советской государственной полицией, а сотни тысяч депортированы. Те, кто остался, потеряли свою землю и часто голодали, поскольку государство реквизировало продовольствие на экспорт. Первыми жертвами голода стали кочевники советского Казахстана, где погибло около 1,3 миллиона человек. Голод распространился на Советскую Россию и достиг своего пика в Советской Украине. Сталин реквизировал зерно в Советской Украине, зная, что такая политика приведет к гибели миллионов людей. Обвинив украинцев в провале собственной политики, он приказал принять ряд мер — например, перекрыть границы этой советской республики, — которые обеспечили массовую гибель людей.
В 1937 году, когда его видение модернизации потерпело крах, Сталин приказал начать Большой террор. Поскольку теперь у нас есть приказы о расстреле и квоты на смерть, недоступные до тех пор, пока существовал Советский Союз, мы знаем, что число жертв не исчислялось миллионами. Мы также знаем, что, как и в начале 1930-х годов, основными жертвами были крестьяне, многие из которых пережили голод и концлагеря. По приказу высшего советского руководства в ходе «операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» 1937-1938 годов было расстреляно 386.798 человек. Другими главными «врагами» в эти годы были люди, принадлежащие к национальным меньшинствам, которые могли быть связаны с государствами, граничащими с Советским Союзом: около 247.157 советских граждан были убиты НКВД в ходе этнических расстрелов.
В ходе самой крупной из них, Польской операции НКВД, начавшейся в августе 1937 года, было расстреляно 111.091 человек, обвиненных в шпионаже в пользу Польши. Всего в ходе Большого террора был убит 682.691 человек, к которым можно добавить еще несколько сотен тысяч советских граждан, расстрелянных в ходе более мелких акций. Общая цифра гражданских лиц, преднамеренно убитых при сталинизме, около шести миллионов, конечно, ужасающе высока. Но она гораздо ниже, чем оценки в двадцать и более миллионов. В то же время мы видим, что мотивы этих убийств были национальными или даже этническими гораздо чаще, чем мы предполагали. Именно Сталин, а не Гитлер, инициировал первые кампании этнических убийств в межвоенной Европе.
До Второй мировой войны сталинский режим был, безусловно, более кровожадным из двух. Нацистская Германия начала убивать в советских масштабах только после пакта Молотова-Риббентропа летом 1939 года и совместного германо-советского вторжения в Польшу в сентябре того же года. В период с 1939 по 1941 год было убито около 200.000 польских гражданских лиц, причем каждый режим несет ответственность примерно за половину этих смертей. В эту цифру входят около 50.000 польских граждан, расстрелянных немецкой полицией и солдатами осенью 1939 года, 21.892 польских гражданина, расстрелянных советским НКВД в ходе Катынской резни весной 1940 года, и 9.817 польских граждан, расстрелянных в июне 1941 года в ходе спешной операции НКВД после того, как Гитлер предал Сталина и Германия напала на СССР. Под прикрытием войны и оккупации Польши нацистский режим также убивал инвалидов и других людей, считавшихся непригодными, в рамках масштабной программы «эвтаназии», на счету которой 200.000 смертей. Именно эта политика вывела удушение угарным газом на первый план в качестве метода убийства.
Помимо количества убитых, остается вопрос о намерениях. Большинство советских убийств происходило в мирное время и было более или менее отдаленно связано с идеологически обоснованным видением модернизации. Главную ответственность за войну несет Германия, которая убивала мирных жителей почти исключительно в связи с практикой расового империализма. Германия вторглась в Советский Союз с тщательно разработанными планами колонизации. Тридцать миллионов советских граждан должны были умереть от голода, а еще десятки миллионов — быть расстрелянными, депортированными, обращенными в рабство или ассимилированными.
Эти планы, хотя и не были реализованы, послужили основанием для самой кровавой оккупации в мировой истории. Немцы поместили советских военнопленных в голодные лагеря, где 2,6 миллиона погибли от голода, а еще полмиллиона (в основном советские евреи) были расстреляны. Миллион советских граждан также умерли от голода во время блокады Ленинграда. В качестве карательных акций за действия партизан немцы уничтожили около 700.000 мирных жителей, большинство из которых были белорусами и поляками. В конце войны Советы убили десятки тысяч людей в ходе собственных репрессий, особенно в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. Около 363.000 немецких солдат погибли в советском плену.
Гитлер пришел к власти с намерением уничтожить евреев в Европе; война на востоке показала, что этого можно добиться массовыми убийствами. В течение нескольких недель после нападения Германии (и ее финских, румынских, венгерских, итальянских и других союзников) на СССР немцы с помощью местных жителей уничтожали целые еврейские общины. К декабрю 1941 года, когда Гитлер, судя по всему, сообщил о своем желании убить всех евреев, в оккупированном Советском Союзе уже было убито около миллиона евреев. Большинство из них были расстреляны над ямами, но тысячи были задушены в газовых фургонах. С 1942 года угарный газ использовался на фабриках смерти в Хелмно, Белжеце, Собиборе и Треблинке для уничтожения польских и некоторых других европейских евреев. По мере того как Холокост распространялся на остальную оккупированную Европу, других евреев травили цианистым водородом в Освенциме-Биркенау.
В целом немцы, при значительной помощи местных жителей, преднамеренно убили около 5,4 миллиона евреев, примерно 2,6 миллиона — расстрелом и 2,8 миллиона — отравлением газом (около миллиона в Освенциме, 780.863 в Треблинке, 434.508 в Белжеце, около 180.000 в Собиборе, 150.000 в Хелмно, 59.000 в Майданеке, а многие из остальных в газовых фургонах на территории оккупированной Сербии и оккупированного Советского Союза). Еще несколько сотен тысяч евреев погибли во время депортации в гетто, а также от голода и болезней в гетто. Еще 300.000 евреев были убиты союзником Германии Румынией. Большинство жертв Холокоста до войны были польскими или советскими гражданами (3,2 миллиона и один миллион соответственно). Немцы также убили более ста тысяч цыган.
Всего немцы преднамеренно убили около 11 миллионов некомбатантов, и эта цифра возрастает до более чем 12 миллионов, если учесть предсказуемую смерть от депортации, голода и заключения в концентрационных лагерях. Для Советов в сталинский период аналогичные цифры составляют примерно шесть и девять миллионов. Эти цифры, конечно, могут быть пересмотрены, но очень маловероятно, что консенсус снова изменится так радикально, как это произошло после открытия восточноевропейских архивов в 1990-х годах. Поскольку немцы убивали в основном на территориях, которые позже оказались за «железным занавесом», доступ к восточноевропейским источникам стал почти таким же важным для нашего нового понимания нацистской Германии, как и для исследования самого Советского Союза. (Нацистский режим уничтожил около 165.000 немецких евреев).
Помимо недоступности архивов, почему наши прежние предположения были столь ошибочны? Одно из объяснений — холодная война. Наши военные и послевоенные европейские союзы, в конце концов, требовали определенной моральной и, следовательно, исторической гибкости. В 1939 году Германия и Советский Союз были военными союзниками. К концу 1941 года, после того как немцы напали на Советский Союз, а Япония — на Соединенные Штаты, Москва фактически обменяла Берлин на Вашингтон. К 1949 году союзы снова поменялись местами: Соединенные Штаты и Федеративная Республика Германия вместе в НАТО противостояли Советскому Союзу и его восточноевропейским союзникам, включая небольшую Германскую Демократическую Республику. Во время холодной войны американцам порой было трудно ясно увидеть конкретное зло нацистов и Советов. Гитлер устроил Холокост, но немцы теперь были нашими союзниками. Сталин тоже убил миллионы людей: но некоторые из худших эпизодов, происходивших до войны, уже были преуменьшены в американской пропаганде военного времени, когда мы были на одной стороне.
Мы заключили союз со Сталиным в конце самых кровавых лет сталинизма, а затем заключили союз с западногерманским государством через несколько лет после Холокоста. Наверное, неудивительно, что в этой интеллектуальной среде возникла и стала общепринятой некая компромиссная позиция в отношении зла Гитлера и Сталина — что оба, по сути, были хуже.
Новое понимание цифр, конечно, является лишь частью любого сравнения и само по себе ставит новые вопросы как количества, так и качества. На чей счёт записать потери на полях сражений Второй мировой войны в Европе, которые здесь не рассматриваются? Это была война, которую хотел Гитлер, и поэтому ответственность Германии должна преобладать; но в действительности она началась с германо-советского альянса и совместного вторжения в Польшу в 1939 году. Где-то рядом с мартирологом жертв сталинских репрессий должны находиться тридцать с лишним миллионов китайцев, умерших от голода во время Большого скачка, поскольку Мао следовал сталинской модели коллективизации.
Особое качество нацистского расизма не размывается историческим наблюдением, что мотивы Сталина иногда были национальными или этническими. Просто бассейн зла становится глубже.
Наиболее фундаментальная близость двух режимов, на мой взгляд, не идеологическая, а географическая. Учитывая, что нацисты и сталинисты убивали в одних и тех же местах, на землях между Берлином и Москвой, и учитывая, что в разное время они были соперниками, союзниками и врагами, мы должны серьезно отнестись к возможности того, что часть смертей и разрушений на землях между ними была их общей ответственностью. Что мы можем сказать, например, о том, что во время войны больше всего пострадали земли, оккупированные не один и не два, а три раза: Советами в 1939 году, немцами в 1941-м и снова Советами в 1944-м?
Холокост начался с того, что в июне и июле 1941 года немцы спровоцировали погромы, в ходе которых было убито около 24.000 евреев, на территориях Польши, аннексированных Советами менее чем за два года до этого. Нацисты планировали уничтожить евреев в любом случае, но предшествующие убийства, совершенные НКВД, безусловно, облегчали местным обывателям оправдание их собственного участия в подобных кампаниях. Как я уже писал в книге «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным (2010)», где рассматриваются все основные нацистские и советские злодеяния, мы видим, даже во время германо-советской войны, эпизоды соучастия враждующих сторон, когда одна сторона убивала больше, потому что ее провоцировала или в каком-то смысле помогала другая. Немцы захватили так много советских военнопленных отчасти потому, что Сталин приказал своим генералам не отступать. Немцы расстреляли так много мирных жителей отчасти потому, что советские партизаны намеренно провоцировали репрессии. Немцы расстреляли более ста тысяч мирных жителей в Варшаве в 1944 году, после того как советские власти призвали местных жителей восстать, а затем отказались им помочь. В сталинском ГУЛАГе с 1941 по 1943 год умерло 516.543 человека, приговоренных Советами к труду, но лишенных пищи в результате немецкого вторжения.
Были ли эти люди жертвами Сталина или Гитлера? Или и того, и другого?